Комплексы витаминов (поливитамины)
Часть статьи: 1 2
Итак, учеными было обобщено 14 исследований, посвященных эффективности применения поливитаминов-антиоксидантов для профилактики онкологических заболеваний пищеварительной системы – рака желудка, пищевода, кишечника, поджелудочной железы и печени. В этих исследованиях принимало участие более 170 тыс. человек. При этом в качестве антиоксидантов были использованы синтетические бета-каротин, витамины А, С, Е и селен. Эти вещества довольно популярны в медицинской практике. Их используют для профилактики сердечных и онкологических заболеваний, а также для предотвращения старения организма. Принцип действия антиоксидантов – нейтрализация свободных радикалов, которые способствуют развитию болезней и старению. Теоретически они должны обладать высокой эффективностью. Но на практике это не подтвердилось. Данные 5-летних наблюдений за большим количеством людей с высоким процентом риска сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний показали, что антиоксиданты никак не препятствуют развитию этих болезней. Уровень витаминов в крови возрастает, но эффекта они не оказывают. Между тем витаминные препараты с антиоксидантами продолжают выпускаться, регистрироваться и рекламироваться в качестве средств профилактики заболеваний сердца и сосудов. Хотя еще в 1998 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международное агентство по исследованию рака (IARC), входящее в структуру этой организации, выступили с официальным предупреждением о том, что синтетические препараты с бета-каротином и близкими к нему веществами не должны использоваться для предупреждения рака. Доктор Харри Ваинио, возглавляющий одно из отделений IARC, в одном из своих выступлений заявил: «Ни в одном из этих исследований препараты не оказали существенного профилактического влияния. Более того, среди курящих добровольцев, получавших препараты, был выявлен более высокий риск развития рака легких и увеличение смертности от сердечно-сосудистых болезней. Наша группа пришла к выводу, что пока нет дополнительной информации о том, как синтетический бета-каротин и другие каротиноиды влияют на процессы, ведущие к раку, ни одно из этих веществ не должно продаваться населению как препараты, предупреждающие развитие опухолей. Пока же предотвращение рака свежими фруктами и овощами остается более эффективным, чем прием одного или нескольких подобных веществ в виде синтетических биологически активных добавок». Новые научные исследования только подтверждают эти данные. Так, два года назад в серьезном медицинском журнале «Ланцете» были опубликованы результаты исследования, проходившего под названием Heart Protection Study. В этом исследовании участвовало более 20 тыс. человек с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний. Изучались защитные эффекты все тех же антиоксидантов – бета-каротина и витаминов С и Е. Результаты опять были нулевыми. Хотя медицинские исследования подтверждают негативные эффекты этих веществ, положение не меняется. Витамины по-прежнему бесконтрольно употребляются как больными, так и здоровыми людьми, врачи прописывают их в качестве лечения, а их производители вовсю предлагают их покупателям, рекламируя полезность и эффективность синтетических витаминов, содержащихся в добавках, что, по сути, так и не было подтверждено на практике. Их производители и не стремятся это подтвердить, не проводят серьезных научных исследований, которые бы доказывали безопасность и эффективность витаминов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: действительно эффективными являются только витамины, содержащиеся в свежих фруктах и овощах. Витамины, полученные синтетическим путем, на практике опровергают все научные теории, которые строятся на изучении «живых» веществ, входящих в состав растений. Следует отметить, что такое явление, когда «живые» молекулы и их синтетические копии ведут себя по-разному, не редкость в науке. Синтетические витамины не обладают тем разнообразием веществ, которые содержатся в натуральных продуктах. Таким образом, только оксиданты, входящие в состав овощей и фруктов, взаимодействуя с различными веществами, способны оказывать положительный эффект.
Помимо витаминов, учеными были выделены также и провитамины – вещества, способствующие образованию витаминов при попадании их в организм человека. В качестве примера такого провитами на можно привести каротин, который необходим для выработки витамина А. Необходимо также отметить, что не следует гнаться за дорогими импортными мильтивитаминными препаратами. На сегодняшний день считается достаточным, если витаминный комплекс содержит 12 основных витаминов – витамины А, Е, D, С, В 1 , В 2 , В 6 , В 12 , РР, фолиевую кислоту, пантотеновую кислоту, биотин, – а также минералы магния, кальция, железа и цинка. Все остальные компоненты требуют индивидуального подбора, их дозировка определяется только специалистом.
Обсудим?